№ 85 / Осень-Зима 2025-26

интервью СОДИС 21 —Будет. Но, пожалуй, конкретизировать не буду. Боюсь каких-нибудь пунктов в договоре, которые я не читаю. —Вечный вопрос к соавторам: как вы работаете? На- сколько это сложно? Ну и раз уж мы затронули эту тему: вы с Сергеем однофамильцы, он после сериала Духless стал очень известен не только как писатель, но и как сценарист… Не давит ли на тебя этот груз? Вам удобно, комфортно писать вместе? — Это куча вопросов в одном. Как мы придумываем, делим сцены, переписываем — это не дико интересно. Как-то делим, как-то правим. Тут важно, наверное, вот что: мы доверяем друг другу, и в смысле большого видения, и в смысле качества, и в смысле юмора. То есть у нас хорошее рождается не в искрах споров, а наоборот. Мы подхваты- ваем и как будто подбрасываем идеи друг друга все выше и выше. Практически в круглосуточном режиме. Груз его популярности меня не тяготит, если вопрос об этом. Наоборот, это дико комфортный партнер, вместе с которым можно вести любого рода переговоры с совер- шенно других позиций. Стараемся этим не злоупотреблять. — Ты работаешь в кино. Пишешь популярные сери- алы. А что для тебя в мировом кино вершины, в том числе не только в полном метре, но и в области сериаль- ной индустрии? Какие режиссеры, актеры, авторы? Дай список… — Сериальный список у меня малоинтересный: «Лучше звоните Солу», «Бригада», «Луи» (сериал Луи Си Кея), «Бандитский Петербург-2. Адвокат», «Друзья»; «Острые козырьки», «Хоумленд», «Фарго» — но это общее место, «17 мгновений весны». С фильмами чуть более изысканно: «25-й час» Спайка Ли, «Выборы 2» Джонни То, «Крепкий орешек 3», «Ин- терстеллар», «Пророк» Жака Одиара. А еще у меня нездоровая любовь почти ко всем филь- мам Тома Круза. —Сериал из ящика переместился за последние годы на платформы, в интернет. Сначала на Западе, потом и у нас. Как это вообще влияет на профессию? —Это сложный индустриальный вопрос. Я думаю, что это сильно делит цех. Есть группы авторов, которые рабо- тают только на ТВ, есть те, которые только на платфор- мах. И пересекаются все реже. Почему так? Сложно ска- зать. Я думаю, что на ТВ более жанровые, более формат- ные проекты. Которые требуют специальных навыков, большого опыта. Это и криминальные процедуралы, и предпраймовые мелодрамы. Их на самом деле сложно пи- сать, если у тебя не набита рука. По многим причинам: жесткий формат, детективная логика, знание и, главное, понимание технических возможностей, выше скорость, работа со специфической и крайне эффективной редакту- рой на каналах. Куча всего. На платформах свои, другие, сложности и особенности. — Может ли режиссер или актер испортить замы- сел? Или, наоборот, приподнять сценарий? Наверное, стоит тут сказать и про Клима Козинского, режиссера «Первого номера»… — Режиссер, наверное, может. Актер в меньшей сте- пени. У меня, слава богу, такого опыта нет. Клим — чело- век с большим вкусом, с огромным пониманием текста. Конечно, успех проекта — это во многом его успех, не знаю, что тут еще добавить. — Что для тебя вершина, которая еще не взята? О чем мечтаешь как сценарист? — Я стараюсь не думать об этом. Любые планы наша индустрия, а может, и наша жизнь, довольно быстро раз- бивает об обстоятельства. Я уже много чего намечтал и напланировал, и все это пошло в одно место. Я с некото- рых пор стараюсь придерживаться гениальной философ- ско-ремесленной мудрости «лучше делай—лучше будет». — Путь из сценаристов в режиссеры, продюсеры до- вольно проторенный в мировом кино. Не думал об этом? — Думал. Но на данном этапе я не чувствую, что готов к режиссуре. Суть режиссуры — это ежеминутное при- нятие решений. Тысяч решений, от которых зависит ре- зультат. А я такое не очень люблю, честно говоря. Но по- глядим. А продюсирование — это очень резиновое понятие. Титр «продюсер» или «креативный продюсер» — это я без особенных усилий могу поставить себе хоть завтра. Но настоящий продюсер — это сложно. Это предприни- матели, которые рискуют своими и чужими деньгами. У меня нет таких навыков. — Будет ли Россия когда-нибудь так же важна на ми- ровом рынке сериалов, как, предположим, Великобрита- ния, Франция или хотя бы Скандинавские страны, Гер- мания, Израиль? Будут ли у нас покупать права на За- паде, приглашать режиссеров? Ну и так далее… —Мы там стояли уже обеими ногами. Снимались про- екты вместе с «Нетфликсом», форматы покупались и про- чее. И, наверное, мы на эти позиции вернемся. Но гло- бально русскоязычные зрители, потребители нашего кон- тента — это больше 200 миллионов человек. Это и так очень важный рынок. — Ты много ездил по миру. Видел много стран и горо- дов. Я к твоим годам только три-четыре страны пови- дал, да и то как-то мельком. Где тебе больше всего нра- вится? Куда бы ты еще хотел поехать? Где пожить? Где самая вкусная еда? — Если составить список из десяти любимых мест, то на первых трех местах у меня Москва. В этом у меня ис- чезли последние сомнения. Лучше для меня места в мире нет. Дальше мой список такой: Красная Поляна, Юрмала, вся Италия, турецкий город Каш, Нью-Йорк, Карелия. И из неожиданного… отдельно назову Турин. Но вообще как сценарист скажу, что концовка у нас с тобой вышла смазанная… — На то ты и сценарист! О!

RkJQdWJsaXNoZXIy NDk2Ng==