№ 85 / Осень-Зима 2025-26
путешествие OPEN №85 2025–2026 30 была принята конституция (причем всенародно обсуж- денная), был учрежден парламент и прошли первые вы- боры депутатов. Границы открылись для бизнесменов и путешественников. Значительно увеличилось количество авиарейсов в международный аэропорт Паро. Из Мо- сквы, например, в Бутан можно долететь через Дели, Бангкок и Гонконг. Не так давно Бутан стал членом ООН. В городах и даже отдаленных селениях появились школы с углублен- ным изучением английского языка и информатики (одно из удивлений от этой страны — повсеместная готовность бутанцев общаться с иностранцами на английском). Ме- дицина и образование стали бесплатными. Самые способ- ные школьники на конкурсной основе отправляются на учебу в заграничные колледжи и университеты. При нынешнем короле бутанцам стали доступны ранее запрещенные интернет и телевидение. При этом любопытно, что в большинстве семей телевизоров по- прежнему нет. Не потому что они дороги или плохо ловят каналы, а потому что бутанцы привыкли прово- дить досуг по-другому — занимаясь с детьми, украшая жилища, общаясь с соседями. Вечерами улицы городов и селений заполнены людьми, которые оживленно бесе- дуют, играют в какие-нибудь знакомые нам или необыч- ные игры. При этом руки женщин, которые судачат с со- седками, как правило, заняты рукоделием. Да и мужчины часто мастерят что-то прямо у дверей своих домов. Мно- гие в Бутане владеют искусством резьбы по дереву, из- готовляют и раскрашивают декоративные детали для своих домов. Практически в каждом жилище есть богато украшенная молельная комната, декор которой без устали совершенствуют. Даже простые бытовые вещи — мебель, посуда, ковры и циновки — в здешних домах кра- сивы и самобытны. Но вернемся к королевской чете и ее необычному для монарших особ образу жизни. Король и королева оби- тают отнюдь не во дворце, доставшемся им в наследство от прошлых монархов, а в небольшом скромном доме. Не- редко их можно увидеть идущими по улице столичного города Тхимпху или едущими на велосипедах по аллеям городского парка. И это не какие-нибудь популистские акции, а вполне привычные вещи. При этом никто из мест- ных жителей не бросается к королевской чете, чтобы сде- лать с ними селфи или обременить какой-нибудь прось- бой. Бутанцы уважают приватность своего монарха, как уважали бы приватность любого соотечественника. Лег- кие поклоны и руки, сложенные у сердца — вот знаки по- чтения, которые сопровождают хождение в народ короля и королевы. При всей этой бурной демократизации бутанцы не спешат забывать свои традиции. Большинство из них, подобно королю и королеве, носят национальную одежду, не потому что так предписано, а потому что она для них привычна и удобна. Кстати, любопытная деталь, говорящая о том, что страна избавилась от не- давней бедности: раньше частью традиционных нарядов были соломенные сандалии на босу ногу. Теперь на ногах у мужчин черные чулки и черные ботинки. Так одевается сам король, а ему стараются подражать и как законодателю моды. самый маленький будда В течение долгих веков развитие страны определял буддизм. Он и сейчас остается главной нравственной опо- рой бутанцев, диктует правила жизни, помогает сохра- нять самобытность. Значительная часть населения Бутана —монахи. Их— всегда смиренных, бритых наголо, одетых в алые тоги — можно увидеть повсеместно. В отрогах гор и на скалах ютятся десятки монасты- рей… Впрочем, почему ютятся? Они там красуются, порой являясь свидетельствами почти чудесной, всепобеждаю- щей веры. Охватывает трепет при мысли, как можно было на этих неприступных, отвесных кручах построить такие огромные обители. Воистину это нечто из области фанта- стики! Монастыри Бутана прекрасны снаружи и внутри. Часть из них доступна для посещения, чтобы путеше- ственники могли оценить виртуозное мастерство строите- лей, художников и скульпторов, трудившихся здесь. Нигде в мире нет подобной концентрации прекрасно со- хранившихся образцов старинного буддийского зодче- ства. Не случайно именно в Бутане снимался, пожалуй, самый знаменитый фильм об этой религии —«Маленький Будда» Бернардо Бертолуччи. Здесь поневоле осознаешь, что монашество в буддизме по крайней мере на тысячу лет старше, чем в христиан- стве — такой древностью веет и от самих обителей, и от буддистских праздников —невероятно красочных, ярких, торжественных и многолюдных. Буддизм неотъемлемо вошел в менталитет бутанцев. Он делает их уравновешенными и добродушными, помо- гает не зацикливаться на погоне за материальным достат- ком, спокойно и с достоинством довольствоваться малым, делиться с ближними даже тем немногим, что у них есть. Бедность никогда не считалась у буддистов пороком. На- оборот, в их философии это почти синоним чистоты. «Пу- стую комнату легче подметать». Так говорит старинная пословица, в которой имеется в виду не только бедное жилище, но и очищенный от всего лишнего разум. Буддизм в Бутане так же самобытен, как практически всё в этой стране. Его разновидность именуется здесь Друкпа Кагью и связана опять-таки с белым драконом, покровителем страны. По легенде, основанию каждого из монастырей предшествовало явление дракона, указав- шего место обители. В XV веке на территории Бутана произошла един- ственная в истории страны религиозная война, разгоре-
RkJQdWJsaXNoZXIy NDk2Ng==