№ 85 / Осень-Зима 2025-26

OPEN №85 2025–2026 6 «Петербург — Петроград — Ленинград» / Театр музыки и поэзии Елены Камбуровой Зримая история Петербурга — Петрограда — Ленинграда сопровождается музыкой Дмитрия Шостаковича, придающей масштаб происходящему. Звучат камерные про- изведения и песни, музыка к кинофильмам и фрагменты симфоний, чутко перело- женные Олегом Синкиным для небольшого состава музыкантов и четырех женских голосов. Певицы разыгрывают сцены из жизни Северной столицы, проводя ее через несколько эпох. Декорации — парадная набережная Невы и сама Нева — полоска на- стоящей воды. Режиссер спектакля Иван Поповски использует емкие метафоры: по реке плывут миниатюрные атрибуты искусств: мольберт, рояль, раскрытая книга — символы высокой культуры. Остро показаны испытания — революция, война, блокада. Река несет бесконечный скорбный груз, дома забинтовывают длинными белыми лен- тами. Но великий город вновь возрождается — вспыхивает салют победы, наступает мир, появляются новые поколения ленинградцев. «Аркадия» / «Мастерская Петра Фоменко» Действие пьесы Тома Стоппарда, поставленной Евгением Каменьковичем, происходит в фамильной усадьбе в престижном местечке Англии в XIX веке и в наши дни. Сцена «Мастерской Петра Фоменко» разделена на две части с одинаковыми декорациями (художник Алексей Трегубов). Две библиотеки с книжными шкафами до потолка кажутся зеркальными отражениями. А людские взаимоотношения прошлого и нового времени совсем не похожи. В давнюю эпоху юная Томасина (Екатерина Новокрещенова) берет уроки у поэта Септимуса Ходжа (Федор Малышев), однокашника Байрона. Пылкая девушка восторженно влюблена в своего учителя. Через два столетия ис- следователи литературы Ханна Джарвис (Полина Айрапетова) и Бернард Со- лоуэй (Юрий Буторин) разбираются с архивами имения, доискиваясь, бывал ли Байрон в этих стенах. Вопрос остается спорным. Диалоги коллег по ар- хивным изысканиям звучат резко и экспрессивно. «Не только любовь» / Музыкальный театр им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко В этой опере Родиона Щедрина задиристые, насмешливые, задушевно- лирические частушки создают необходимый настрой и служат лейтмо- тивами героев. Частушки горько-надрывные, рвущиеся из глубины души признания о неизбывной тоске по любви — кульминация внутрен- него состояния Варвары Васильевны (Лариса Андреева), возглавляю- щей советский колхоз в нелегкое послевоенное время. Она вынуждена подавить в себе страсть к красавцу Володе (Кирилл Матвеев), изнуряю- щую все ее существо. Первый парень на деревне готов приударить за Варварой. Но у него есть невеста. Борьба между долгом и чувством стойкой председательницы возвышает частный случай до уровня клас- сической трагедии. В постановке Евгения Писарева глубокие смыслы партитуры раскрываются во всей полноте. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» / Театр теней Декорации спектакля, придуманные художницей Евгенией Ша- хотько, изображают дремучий лес. В просветах между деревьями — три экрана, похожие на облака. На них возникают тени персонажей и места их обитания — то деревенский родительский дом, то беско- нечная дорога, то терем купца, женившегося на Аленушке. В самый напряженный момент из черного дыма появляется ведьма как во- площение абсолютного зла. Сказка, поставленная Натальей Лебеде- вой, идет в Театре теней в «живом» обрамлении. На сцене — четыре девушки, гадающие на женихов по льдинкам. Кому-то обещана бо- гатая жизнь, кому-то — ничего. Так рождается зависть в угоду ведьме. Но сила братско-сестринской любви Аленушки и Иванушки побеждает самое страшное. Подготовила Елена ГУБАЙДУЛЛИНА ТЕАТР

RkJQdWJsaXNoZXIy NDk2Ng==