№ 51 / Зима 2013-2014

OPEN №51 2013–2014 8 Мама-кот / Театр им. Вл. Маяковского Сказка чилийского писателя Луиса Сепульведы переносит зрителей в маленький городок возле океана. В порту живут коты, успешно подражающие людям. Читают книги, философ- ствуют, наслаждаются жизнью и даже ведут собственный бизнес. Актеры театра Маяковского играют с нескрываемым удовольствием — и кошачьи повадки изображают, и человеческие чудачества подчеркивают. Да еще и щеголяют по последней моде. На фоне волн и яркого неба такая компания смотрится весьма привлекательно. Художник Максим Краменко пре- вратил спектакль в серию меняющихся картин, «нарисованных» эмоционально и сочно. Ре- жиссер Полина Стружкова тоже не удержалась от взволнованных эмоций. История о том, как коты воспитали птенца погибшей чайки, рассказывается искренне. Поэтому простые, хорошо известные истины о добре, дружбе и взаимовыручке поднимаются на поэтическую высоту. Бал-маскарад / Геликон-опера Худрук «Геликона» Дмитрий Бертман увидел в этой знаменитой опере «пространство кривых зер- кал». Кривые зеркала утрированно и беспощадно отражают современные проблемы. Действие по- становки происходит в наши дни. Апартаменты графа Ричарда, губернатора Бостона, похожи на офис в стеклянной высотке. В приемной толпятся подчиненные с бумагами на подпись. Паж Оскар превратился в непреклонную секретаршу. Финальный бал напоминает роскошную вечеринку совре- менных нуворишей, чьи непомерные амбиции высмеяны как следует. Вместо масок — увеличенные портреты знаменитостей, будто распечатанные из Интернета. Кто-то выдает себя за принцессу Диану, кто-то за Уинстона Черчилля, а гостья, замаскированная под Ксению Собчак, прогуливается под руку с Бараком Абамой… Казалось бы, в этом циничном мире власти и денег нет места для больших чувств. Тем не менее нешуточные страсти пылают и в новой версии «Бала-маскарада». Как и сто с лишним лет назад, здесь сгорают от любви, ревности и теряют рассудок под запредельно красивую музыку Джузеппе Верди. С любимыми не расставайтесь / МТЮЗ Сцена МТЮЗа затянута пушистым зеленым ковром. То ли газон, то ли футбольное поле. В правом углу — судья. Только не рефери, а по гражданским делам, по бракоразводным процессам. Впрочем, клиенты этой усталой женщины (Виктория Вергберг) чем-то похожи на игроков. Соперничают друг с другом, яростно отстаивая себя. Причина развода у всех одинаковая — несходство характеров. Режиссер Генриетта Яновская использовала это не- сходство, мастерски соединив контрасты. Самая парадоксальная пара — Мироновы. Он (Павел Поймалов) — интеллектуал, эстет с большими претензиями. Она (Марина Зуба- нова) — смешная, суетливая домохозяйка, замученная бытом. Развод бесспорен. В отли- чие от них, разводящиеся Катя и Митя Лавровы созданы друг для друга. От эпизода к эпи- зоду пьеса Александра Володина постоянно возвращается к их взаимоотношениям. При- дирки по мелочам, глупые ссоры, разъезд; потом — осознание, что расставание смерти подобно. Все-таки любовь — не спортивный матч, как думалось им вначале, а что-то более хрупкое и сложное. Старый сеньор и… / Театр кукол им. С.В. Образцова Один из лучших взрослых спектаклей театра Образцова раскрывает метафизическую природу кукол. Фигуры из дерева и папье-маше, оживляемые невидимыми куклово- дами, выглядят как участники таинственных ритуалов. Атмосфера соответствует теме. Художник Виктор Никоненко, выступивший еще и в роли режиссера, выбрал но- веллы Габриэля Гарсиа Маркеса, увлекшись его магическим реализмом. Персонажи пребывают и на том и на этом свете, оказываясь между жизнью и смертью. В первой новелле престарелый ангел охраняет душу больного ребенка. В следующем фраг- менте морщинистая старуха рассказывает о том, как снаряжала красавца- утопленника в последний путь, словно жениха на несостоявшуюся свадьбу. В заклю- чительной истории одержимый танцем негритенок очень долго заставляет ждать себя в Раю… Три части спектакля — три размышления о пропасти, разделяющей концы и начала, счастье и ужас, доброту и злость, величие и ничтожество. Подготовила Елена ГУБАЙДУЛЛИНА ТЕАТР

RkJQdWJsaXNoZXIy NDk2Ng==