№ 69 / Лето 2018

СОДИС 39 Михаил Иванович и в самом деле написал немного: две оперы, музыку к одной драме, три оркестровые фантазии, несколько десятков романсов — вот, собственно, и все, завещанное им потомству. Впрочем, столь же малой пло- довитостью отличались гениальный Александр Грибое- дов, замечательный поэт Федор Тютчев и блистательный художник Александр Иванов. Причиной этого часто на- зывают материальную обеспеченность этих людей, не нуждавшихся в средствах и потому работавших, что на- зывается, по настроению. Пусть так, но разве все это может отменить тот факт, что «дилетант» Глинка проявил истинную гениальность, надолго определив путь русской музыки? смоленский помещик Михаил Иванович Глинка появился на свет 20 мая 1804 года в селе Новоспасское в 20 верстах от города Ельня Смоленской губернии. Происходил он из старин- ного дворянского рода, который подарил России немало известных деятелей культуры. Отец и мать будущего ком- позитора находились в троюродном родстве, и брак их в семейных преданиях был овеян романтической легендой. Влюбленные не могли получить согласия опекуна и стар- шего брата невесты, который противился их союзу, оче- видно, из-за достаточно близкого родства. Пришлось прибегнуть к крайней мере, впрочем, не столь уж необыч- ной в те времена — похитить невесту. Похищение не по- требовало от жениха особых усилий. Оно было хорошо подготовлено его матерью, властной и своевольной жен- щиной. Она же сумела восстановить отношения с обижен- ными родственниками. Брак оказался счастливым. Глава семьи, Иван Николаевич Глинка, оказался энергичным и предприимчивым хозяином. Он завел ремесленные ма- стерские и конные заводы, занялся казенными хлебными подрядами. Все это давало семье возможность жить на широкую ногу. Его супруга, Евгения Андреевна, была хо- рошо образована, прекрасно воспитана и обладала ров- ным, приятным характером. Тем не менее властная све- кровь не доверяла ей воспитание первенца, Мишеля (всего в семье было семеро детей). До шести лет будущий компо- зитор оставался на полном попечении бабушки. Оберегая здоровье любимца, Фекла Александровна не выпускала его из жарко натопленных комнат. Зимой с мальчика почти никогда не снимали шубку, всячески охраняя от ма- лейшего сквозняка. Последствия такой заботы пагубно КЛАССИК великий скоморох Александр ЗУБКОВ М ихаила Ивановича Глинку называли русским Моцартом. Современники утверждали, что для отечественной музыки он сделал не меньше, чем Пушкин для словесности. Искренними почитателями Глинки были Лист и Берлиоз, прямыми продолжателями традиций — Бородин и Римский- Корсаков, своим учителем композитора считали Чайковский, Рахманинов, Танеев, Глазунов. Но в то же время критики называли Глинку дилетантом из-за малого количества произведений, а отец композитора — скоморохом, поскольку музыку считал занятием несерьезным.

RkJQdWJsaXNoZXIy NDk2Ng==