№ 69 / Лето 2018

классик OPEN №69 2018 40 отразились на здоровье Глинки. До конца жизни он не вы- носил холода, был склонен к простудным заболеваниям и в зимнее время старался вообще не выходить из дома. Проблемы со здоровьем усугублялись и повышенной нервной впечатлительностью, которой Михаил Иванович также отличался с детства. В четыре года мальчик почти самостоятельно выучился читать, умиляя бабушку выразительной декламацией сти- хов и отрывков из священных книг. Очень рано Глинку стал привлекать мир звуков. Неотразимое впечатление производили на ребенка церковное пение и звук колоко- лов. Часто он собирал медные тазы и мелодично бил в них, подражая колокольному звону. После смерти бабушки в 1810 году воспитанием Мишеля занимались родители, особенно мать. С десяти лет родители пригласили для за- нятий с сыном выпускницу Смольного института Варвару Федоровну Кламмер. Она давала Мишелю и его сестре уроки музыки и иностранных языков. Именно Варвара Федоровна привила Глинке первые навыки фортепианной игры. Но, наверное, еще большее влияние на него оказали выступления крепостных оркестров отца и особенно дяди, славившиеся во всей округе. Разумеется, крепост- ным музыкантам не хватало подлинного мастерства, но мальчик с восторгом вслушивался в исполняемые ими ка- мерные и симфонические мелодии—музыка производила на него гипнотическое воздействие. благородный пансион В начале 1818 года юного Глинку отправляют в недавно открытый в столице Благородный пансион при главном пе- дагогическом институте. Подобно Царскосельскому лицею, Пансион предназначался в первую очередь для под- готовки воспитанников к государственной службе. Коли- чество изучаемых предметов было впечатляющим, режим, особенно в начале обучения, мягкостью не отличался. Вос- питанники подчинялись строгой дисциплине, вставали в холодном помещении при свечах в 6 часов утра, нередко голодали, подвергались придиркам со стороны невеже- ственных гувернеров. Тем не менее в первые годы пребыва- ния в Пансионе Глинка успевал очень хорошо. Особенно удавались ему языки: он с удовольствием занимался латы- нью и греческим, которые изучал с детства, совершенство- вался во французском, немецком и итальянском. С профес- сором университета, учителем Грибоедова Мирзой Джа- фаром Топчибашевым, занимался персидским. Занятия музыкой в Пансионе поощрялись, правда, ор- ганизовывались они в частном порядке. Почти сразу же Глинка начал брать уроки у лучших педагогов того вре- мени, прославленного ирландского пианиста Джона Филда. Занимался он также с Оманом и Цейнером. Вскоре Глинка стал изучать теорию музыки и гармонию. Весной 1822 года на одном из экзаменов Михаил Иванович играл в присутствии самого министра просвещения Голицына. Его репутация отличного пианиста к этому времени окон- чательно утвердилась, и он не упускал случая помузици- ровать в аристократических салонах Петербурга. Там Глинка мог слушать и изучать классическую музыку Мо- царта, Бетховена, Гайдна. Кроме того, он часто посещал концерты и оперу — русскую и итальянскую. К этому же периоду относится и первое практическое знакомство Глинки с оркестром. Во время летних каникул он уезжал домой, а там в его распоряжение поступал дядюшкин кре- постной оркестр. Летом 1822 года Глинка должен был сдать выпускные экзамены. На редкость прилежный ученик в первые годы, Глинка к концу курса стал пренебрегать заняти- ями. Страсть к музыке полностью завладела душою мо- лодого человека. Тратить время на другие предметы ка- залось ему едва ли не святотатством. К тому же восем- надцатилетний юноша не на шутку влюбился в девушку, обладавшую помимо очаровательной внешности пре- лестным серебряным сопрано. Именно тогда, стремясь угодить предмету своего увлечения, Глинка создал пер- вые, разумеется, еще далекие от совершенства, компози- ции. До статистики или юриспруденции ему тогда было? Однако Михаилу Ивановичу повезло: экзаменаторы за прежние заслуги снисходительно отнеслись к нему и в результате Глинка был выпущен из Пансиона вторым учеником «с правом на чин 10-го класса», иначе говоря, в звании коллежского секретаря. против течения Годы учения закончились. Истинное призвание юноши, казалось бы, определилось. Однако в начале XIX века профессия музыканта считалась немыслимой для представителя дворянского сословия. Недаром отец бу- дущего композитора, безо всякого удовольствия наблю- давший за музыкальными успехами сына, ворчал: «Ну вот и получился скоморох!» Впрочем, Иван Николаевич, как и все родственники и знакомые Глинки, не сомневался, что сына ждет карьера дипломата или государственного служащего. Пока же Глинка, поселившись в Новоспас- ском, совершенствовался в управлении оркестром, изучая произведения великих европейских мастеров. Весной 1823 года молодой человек по совету врачей и настоянию отца предпринял поездку на Кавказ. Тамош- ние минеральные источники уже в то время начали приоб- ретать известность в России. Считалось, что они обладают едва ли не чудодействен- ной целебной силой. Яркие впечатления кавказской при- роды и быта навсегда запомнились Глинке. Впервые вошла в его жизнь тема Востока, и ей суждено было расцвести позже в волшебных сценах оперы «Руслан и Людмила» и пленительных романсах. Ну а что касается назначенных Глинке серных ванн и сернокислых вод для питья, то они, увы, желаемого эффекта не произвели и до конца дней

RkJQdWJsaXNoZXIy NDk2Ng==