№ 69 / Лето 2018

классик СОДИС 41 при одном их упоминании композитор испытывал самые неприятные чувства. Вернувшись в Петербург, Глинка, уступая желанию отца, должен был поступить на службу. Он получил должность помощника секретаря в канцелярии совета путей сообщения. Нужно сказать, что работа была необ- ременительной, и Глинка вполне мог продолжать свои музыкальные занятия с опытными педагогами, совершен- ствуясь в искусстве гармонии и композиции. Он довольно много пишет в этот период, значительную часть его юно- шеских произведений составляли романсы. Наибольшую известность среди них получил романс на слова Баратын- ского «Не искушай меня без нужды». Сочинил Глинка также несколько квартетов и серенад. По службе дела его шли как нельзя лучше. Начальник канцелярии генерал Герголи весьма ему благоволил. Глинка часто посещал дом генерала и музицировал с одной из его дочерей, Полиной. Однако довольно скоро настойчивость девушки в их отношениях несколько напу- гала Михаила Ивановича, и он стал гораздо реже посе- щать дом генерала. Обиженный начальник стал приди- раться к работе молодого секретаря. Глинка совсем пре- кратил посещения генеральского дома, и отношения сделались еще более натянутыми. Вскоре Михаил Ивано- вич почел за благо подать прошение об отставке. Это слу- чилось в 1828 году. Впрочем, неудача по службе не очень огорчила молодого музыканта. Он продолжает жить в Петербурге, вращаясь в высшем столичном обществе. Глинка часто ездит в дом к князьям Голицыным. Об этих веселых музыкальных встречах говорил весь Петербург. Президент Государственного совета князь Кочубей всегда с удовольствием приглашал его к себе в Царское Село, а графиня Строганова — в свое имение под Новгородом. Глинка знакомится с Анной Керн — лирической геро- иней пушкинских стихов. Литературное окружение моло- дого музыканта в это время блистает именами Пушкина, Жуковского, Грибоедова, Дельвига. В июне 1828 года Глинка проводит целый день с Грибоедовым, который не- задолго до своей трагической гибели посетил Петербург. Именно тогда Грибоедов познакомил Михаила Ивановича с грузинской народной музыкой. Услышав восхититель- ную импровизацию Глинки на грузинскую тему, Пушкин сочиняет к ней стихотворный текст. Так появляется зна- менитый романс «Не пой, красавица, при мне!». Успехи Глинки в литературно-музыкальном мире Пе- тербурга по-прежнему сопровождались непрерывным самосовершенствованием в композиторской и исполни- тельской практике. В то же время от своих петербургских учителей он уже взял все возможное и мечтал о поездке за границу. В начале 1830 года Глинка подает на имя гу- бернатора прошение о выдаче ему паспорта для путеше- ствия в Германию и Италию «сроком на три года для ле- чения». Он и в самом деле в течение всей зимы испытывал серьезное недомогание. Усилилась крайняя чувствитель- ность к простудным заболеваниям. Это болезненное со- стояние нередко вызывало, по его словам, «жар и бред». Диагноз никто из врачей поставить не мог. А какими только лекарствами его ни лечили! Пробовали и серу, и опиум, и хину, и даже ртуть. европейские впечатления В апреле 1830 года Глинка двинулся в путь. Конечной целью путешествия была Италия, дорога туда лежала через Германию. Там Глинка не только проходил курс ле- чения у местных врачей, но и расширял свои познания в классической немецкой музыке. Он познакомился с опе- рами Вебера, услышал «Фиделио» Бетховена. Осенью того же 1830 года молодой путешественник, перебрав- шись через Альпы, прибыл в Милан, где с помощью опыт- ных педагогов стремился ликвидировать свои пробелы в теории и композиции музыки. Он часто посещает два зна- менитых оперных театра Милана, восхищаясь творениями Россини, Доницетти, Беллини. Глинка и сам сочиняет не- сколько крупных пьес на тему произведений этих компо- зиторов. В течение двух последующих лет он объехал всю Италию, побывав в Генуе, Риме, Венеции. В Неаполе Глинка познакомился и подружился со знаменитым рус- ским художником Карлом Брюлловым. Увы, надежды на то, что пребывание в Италии помо- жет ему избавиться от мучивших его недугов, не оправда- лись. К середине 1833 года неумелые, а порой и просто варварские способы лечения вконец расстроили здоровье музыканта. Он без особого сожаления покидает Апен- нинский полуостров и отправляется в Вену. Там Глинка с удовольствием слушает музыку Ланнера и Штрауса- отца — кумиров венской публики. Под влиянием этого изящного стиля Михаил Иванович набрасывает грациоз- ную танцевальную сцену, понадобившуюся позже для знаменитого «Краковяка» в польских танцах оперы «Иван Сусанин». В конце марта 1834 года Глинка неожиданно получает известие о смерти отца и немедленно отправляется на ро- дину. Он приезжает в Новоспасское. Прожив там некото- рое время, вновь собирается за границу, чтобы продол- жить свои занятия. Однако жизнь решает иначе. Глинке суждено было вернуться в Россию надолго, на десять лет. И все более властно овладевала им идея создания первой крупной национальной оперы, которая, судя по всему, за- родилась еще в Италии. Сюжета произведения пока еще не было, но отдельные музыкальные фрагменты он уже исполнял перед друзьями на фортепиано. Наибольшую поддержку своим планам Глинка находил в кружке Жу- ковского, где каждую неделю собирались Пушкин, Го- голь, Вяземский, Одоевский... ИменноЖуковский и пред- ложил Глинке сюжет о подвиге Ивана Сусанина. Он даже намеревался написать либретто оперы, однако затем по каким-то причинам отказался от этой идеи. Глинке при-

RkJQdWJsaXNoZXIy NDk2Ng==