№ 69 / Лето 2018

классик OPEN №69 2018 42 шлось обратиться к барону Егору Розену. Он отнюдь не был выдающимся стихотворцем, но обладал весьма цен- ным качеством — умело писать стихи любых размеров в каком угодно количестве и всегда успевать к назначен- ному сроку. Это было очень важно, поскольку процесс работы над оперой проходил стремительно и бурно: на создание грандиозной по своим масштабам партитуры, не имевшей прецедентов в русской музыке, потребовалось всего около года. бесценный ангел Осень 1834 и зима 1835 года стали для Глинки одним из самых счастливых периодов жизни. В доме своего род- ственника Ступеева он познакомился с юной девицей Ма- рией Петровной Ивановой. Миловидность и грация 17-летней Маши сразу привлекли внимание пылкого, ув- лекающегося Глинки. Прошло всего несколько месяцев, и Маша Иванова стала невестой Глинки. В апреле 1835 года они были уже мужем и женой. Глинка посвятил ей чудный романс «Только узнал я тебя». Увы, прошло не так уж много времени, и стало ясно, что «бесценный ангел Мария» вовсе не та, за кого принял ее страстно влюбленный Глинка. Прежде всего она отли- чалась поразительным невежеством. Однажды Глинка приехал домой, потрясенный исполненной на концерте симфонией Бетховена. «Что случилось, Мишель?» — по- интересовалась супруга. «Бетховен...» — только и мог произнести взволнованный музыкант. «Что же он тебе сделал?» — полюбопытствовала Мария Петровна. Постепенно образ «бесценного ангела» стал меркнуть в обстановке домашнего быта: перед Глинкой оказалась мелочная, капризная женщина, бесконечно далекая от ин- тересов мужа, способная только ревновать его «к нена- вистной опере». Позднее в своих автобиографических «Записках» композитор писал: «Жена моя принадлежала к числу тех женщин, для которых наряды, балы, экипажи, лошади, ливреи и прочее было всё, музыку понимала она плохо, или, лучше сказать, за исключением мелких роман- сов, вовсе не разумела — всё высокое и поэтичное также ей было недоступно». жизнь за царя Между тем к весне 1836 года опера была закончена. Однако путь ее на сцену был не так уж прост. Директор Императорских театров Гедеонов вовсе не горел жела- нием поставить оперу о Сусанине еще достаточно моло- дого композитора в Большом Санкт-Петербургском теа- тре. Но тут помогли протекция влиятельных друзей Глинки и блестящий успех репетиции первого акта оперы. Репетиция проходила в салоне графа Вильегорского, ко- торый больше других сделал для того, чтобы опера уви- дела свет. Правда, композитор вынужден был дать фор- мальную подписку, что не будет требовать за свое произ- ведение никакого вознаграждения. Глинка никогда бедняком не был, но деньги эти, разумеется, не были бы лишними. Тем не менее такую подписку ему все-таки при- шлось дать. На одну из последних репетиций в Большом театре не- ожиданно приехал сам император. Очевидно, музыка произвела на Николая I впечатление, так как он подошел к композитору и ласково с ним заговорил. По совету Ге- деонова Глинка попросил разрешения государя посвятить оперу ему. Разрешение было милостиво дано, и опера по- лучила название «Жизнь за царя». Премьера состоялась в конце ноября 1836 года. Успех был потрясающий. После окончания спектакля компози- тора вызвали в императорскую ложу. Николай I и члены его семьи поблагодарили Глинку и поздравили с успехом. Вскоре после этого Михаилу Ивановичу передали от им- ператора ценный перстень. Впрочем, не всем опера при- шлась по душе. Некоторые аристократические ценители нашли ее вульгарной. «C’est la musique de cocher — это музыка извозчиков», — говорили они. Однако таких было меньшинство. Счастье, которое испытывал Глинка в связи со своим творческим триумфом, было отравлено серьезными неу- рядицами в семейной жизни. Дома от него требовали денег, упрекали, что он не умеет продавать свой талант, и это несмотря на то что Глинка как капельмейстер при- дворной певческой капеллы получал до десяти тысяч ру- блей в год (огромные по тем временам деньги), имел ка- зенную квартиру и почти весь заработок отдавал жене. Мягкий по характеру музыкант, и прежде спасавшийся от домашних неурядиц в обществе друзей, все больше отда- лялся от жены. руслан и людмила Первую мысль о «Руслане и Людмиле» подал Глинке его знакомый, известный драматург князь Шаховской. Естественно, заинтересовавшись этим сюжетом, Глинка не мог не мечтать о содействии, которое Пушкин мог бы оказать ему в создании оперы. Увы, смерть великого поэта помешала замыслу. Однако эта трагедия лишь укрепила Глинку в решении написать оперу на пушкин- ский текст. Тем не менее композитор нуждался в хоро- шем либреттисте. Им стал поэт-любитель Валериан Фе- дорович Ширков. Первоначальный план оперы вынашивался композито- ром в течение всего 1837 года. Процесс же сочинения про- текал неравномерно. Увлеченный своим замыслом Глинка сначала полностью отдался работе: к 1838 году относится создание таких номеров, как «Персидский хор», марш Черномора, баллада Финна. Неудачным в истории «Рус- лана и Людмилы» оказался 1839 год, когда под бременем жизненных невзгод Глинка, казалось, забыл о своей глав-

RkJQdWJsaXNoZXIy NDk2Ng==