№ 76 / Весна 2020

классик СОДИС 61 позднее работали друзья Уильяма, в том числе и Россетти. В настоящее время этот замечательный холст «Королева Гиневра» находится в лондонской Tate gallery. У него есть и другое название — «Красавица Изольда». Уильям и Джейн обручились в 1858 году, а в апреле следующего года в церкви Святого Михаила в Оксфорде состоялось их бракосочетание. Жениху было двадцать пять лет, невесте — восемнадцать. Еще до свадьбы Уильям всерьез озаботился образованием своей нареченной. Джейн от природы обладала острым умом и незауряд- ными способностями. Занятия с хорошими педагогами, безусловно, пошли ей на пользу. Позднее она свободно говорила по-французски и по-итальянски, прекрасно му- зицировала. Изяществом Джейн и ее умением вести себя восхищались в самых блестящих лондонских салонах. Ближайшей приятельницей госпожиМоррис была извест- ная всей столице графиня Карлайл. Некоторые литерату- роведы полагают, что именно Джейн стала прототипом героини романа известного писателя Вернона Ли «Мисс Браун», на основе которого Бернард Шоу создал образ Элизы Дулиттл в своей пьесе «Пигмалион». красный дом Моррис не мог привести молодуюжену в дом на Лайон- сквер, где он жил со своими приятелями-художниками. Супругам нужен был свой дом, отвечающий вкусам взыска- тельного художника. И такой дом был построен. Проект подготовил один из ближайших друзей Уильяма талантли- вый архитектор Филип Уэбб. Разумеется, деятельное уча- стие в подготовке проекта принимал и сам Моррис. Ред- хаус — это название здание получило, потому что было построено из красного кирпича. Оно и сегодня стоит в цен- тре южного предместья Лондона Бекслихит. Главная осо- бенность этого дома — простота и величественность, по- стройка в готическом стиле совершенно лишена виктори- анской пышности и помпезности. Внутреннее убранство с большим вкусом и простотой было разработано самим Моррисом. В окна были вставлены цветные стекла. Уильям уже тогда прекрасно владел искусством художественной вышивки, и под его руководством Джейн и другие знако- мые дамы расшивали портьеры сложными узорами. Обоев в доме не было, поскольку в то время Уильям еще не зани- мался их дизайном. Тем не менее именно работа над убран- ством Красного дома стала для Морриса побудительным мотивом заняться дизайном и производством предметов внутреннего декора как бизнесом. Это стало тем более ак- туально, что доход от акций, оставленных отцом, значи- тельно сократился. знаменитые обои В апреле 1861 года Моррис с несколькими друзьями ос- новал компанию «Моррис, Маршал, Фолкнер и Ко», кото- рая ставила своей целью производство различных предме- тов декоративного искусства. В работу были вовлечены все члены семей участников компании, а также некоторое число мастеров-ремесленников. Перечень выпускаемых из- делий был весьма велик. При этом сам Моррис не только делал огромное количество эскизов, но также организовы- вал и контролировал весь процесс производства. Компания была известна прежде всего своими обоями и ситцем. Моррис начал изготавливать обои и работать над их дизайном сразу же, как только они были изобре- тены. Его первая работа 1862 года носила название «Шпа- лера», на ней были изображены розы. Уже в самом начале пути он показал свое мастерство в создании рисунков, и в этом ему не было и нет равных. В общей сложности он создал более сорока обойных дизайнов. Они были осно- ваны исключительно на мотивах, связанных с листьями, цветами и птицами, которыми он любовался еще мальчи- ком в Эппинг-Форесте. Изображений людей и животных в них не было. Узоры наносились на плоскости, изготов- ленные из грушевого дерева, которые затем покрывались краской и использовались для печати. По сравнению с машинным производством это был длительный и кропот- ливый процесс, но он позволял печатать каждый цвет от- дельно. Многое здесь зависело от рабочих, наносивших краски. Моррис лично наблюдал за соблюдением техно- логии. Это было несложно, так как фирма работала в ос- новном по индивидуальным заказам, выпуская ограничен- ные партии изделий. Их высокое качество привлекло к

RkJQdWJsaXNoZXIy NDk2Ng==