№ 76 / Весна 2020

классик OPEN №76 2020 62 фирме внимание самых высокопоставленных и взыска- тельных заказчиков. В конце 1866 года компания Мор- риса разработала новый интерьер для Оружейной палаты и Зала гобеленов Сент-Джеймсского дворца, а немного позднее такие же работы были проведены в Зеленой сто- ловойЮжнокенсингтонского музея (теперь это Зал Мор- риса в Музее Виктории и Альберта). Тем не менее общие доходы компании были невелики, и Моррисы, у которых в начале 1860-х появились две дочки, решили продать Красный дом и переехать на Куин-сквер, где дизайнер снял относительно недорогой, но просторный дом. сложные отношения За совместно прожитые годы Уильям убедился, что его отношения с Джейн, которые начинались как иллюзия иде- альной романтической любви, так и не превратились в ре- альное чувство нежности и уважения друг к другу. По мере того как отчуждение между супругами увеличивалось, Джейн все больше сближалась с Россетти. Их все чаще ви- дели вместе на богемных вечеринках, где они, казалось, были всецело поглощены друг другом, не замечая присут- ствовавших. Моррис обычно такие мероприятия не посе- щал. Один из современников сообщает об одном вечере, где Джейн восседала на кресле для позирования в образе коро- левы, а Россетти, уже весьма тучный, но еще сохранивший остатки прежней элегантности, сидел на небольшой поду- шечке у ее ног. Другой очевидец описывает вечер, на кото- ром Джейн и Россетти сидели в уголке комнаты, и он кор- мил ее с ложечки клубникой. Не было ни малейших сомне- ний в том, что он обожает ее, а она отвечает на его чувства. Джейн много позировала художнику. Картины и неза- конченные наброски, изображавшие ее, поражают зрите- лей какой-то удивительной мистической сексуальностью. Особенно известны ее портрет в переливчатом синем пла- тье и картина, на которой она изображена как Пандора, открывающая свой знаменитый ящик. Россетти посвятил Джейн целый цикл любовных стихов. Многих ставило в тупик то, что хвалебную рецензию на этот сборник со- ставил самМоррис, который, разумеется, не мог не знать, кого воспевает автор. Летом 1869 года Моррис, как заботливый супруг, повез жену в Бад-Эмс в Нессе-Нассау на воды, хотя и не скрывал, что считает поездку досадной помехой, наруша- ющей его деловые и творческие планы. Россетти из Лон- дона посылал Джейн дышащие любовью письма. Весной 1871 года Моррис совместно с Россетти снял старинный дом, построенный в елизаветинском стиле в живописном местечке Кельмскотт на северном берегу Темзы на границе Глостершира и Оксфордшира. Следую- щие три года Россетти и Джейн подолгу там жили. Мор- рис в Кельмскотте почти не появлялся. В викторианское время подобное поведение было, мягко говоря, странным для супруга, уличившего жену в неверности. Обычно дело Интерьер в стиле Уильяма Морриса

RkJQdWJsaXNoZXIy NDk2Ng==