№ 76 / Весна 2020

классик OPEN №76 2020 64 кончалось разводом. Однако Моррис не считал брак де- ловым контрактом, который супруги обязаны соблюдать во что бы то ни стало. Но это не означало, что роман Джейн и Россетти не причинял ему боли. В те годы он возвращается к литературному труду, ко- торый практически забросил после выхода в свет «За- щиты Гиневры». Горечь и разочарование чувствуются в его поэме «Любви достаточно», вышедшей в 1871 году. За год до этого он опубликовывает поэму «Земной рай», ко- торую критика и читатели оценили исключительно вы- соко и которая принесла Уильяму славу одного из лучших поэтов Великобритании. Именно к этому времени относится увлечение Морриса Исландией. Мужественный народ, живший в суровых усло- виях Севера, внушал ему уважение и желание узнать его культуру и литературу. Особенно привлекали Уильяма древние саги. Позднее они оказали значительное влияние на его творчество. В 1871 и 1873 годах он предпринимает довольно продолжительные поездки по этой стране. Между тем в Кельмскотте, где жили Джейн и Рос- сетти, назревали серьезные события. Мания преследова- ния, которой в последние годы страдал Россетти, привела к ряду скандалов с жителями местечка. Художник обви- нял их во враждебном к нему отношении. Порой его по- ведение тревожило и пугало прислугу и даже Джейн. Все вздохнули свободнее, когда летом 1874 года Россетти по- кинул Кельмскотт. Тем не менее его нежные отношения с Джейн сохранялись до самой смерти художника в 1882 году, хотя вместе они уже не жили. утонченный социалист Моррис продолжает работать с прежней энергией. В 1875 году он выплачивает паи своим компаньонам по фирме и становится единоличным владельцем «Моррис иКо». Сле- дующее десятилетие оказалось на редкость продуктивным для Морриса как дизайнера обоев и тканей. Он создает большое количество узоров, экспериментирует с красками. Художник придумывает рисунки для гобеленов, которые приводили в восторг публику. Большим успехом пользова- лись ковры «Хаммерсмит». В самом сердце лондонского Вест-Энда на Оксфорд-стрит открылся салон компании, сразу же ставший местом паломничества состоятельных го- рожан. Да и как же могло быть иначе, если в 1881 годуМор- рис получил заказ на разработку нового интерьера для Тронного и Приемного залов Сент-Джеймсского дворца, а также на изготовление специальных обоев для новой шот- ландской резиденции королевы Балморал. Казалось бы, у Морриса нет причин быть недовольным собой. Тем не менее это было не так. Уже достаточно давно он ощущал противоречие между собственными иде- алами и тем, что ему приходилось делать. Когда-то он мечтал возродить простоту и естественность в производ- стве красивых и полезных предметов для обычных людей. Теперь же его фирма работала исключительно на потребу богатых, потакая стремлению к изысканности и роскоши, а это, по мнению Морриса, было несправедливо. Фило- софия искусства для искусства, которую он перенял от Россетти, уже не удовлетворяла Морриса. Он все больше стал проникаться идеями социализма. В начале 1883 года Уильям присоединяется к первой британской социалисти- ческой организации — Демократической федерации и становится ее активным членом. Он прилежно изучает «Капитал» Карла Маркса. Причем настолько прилежно, что вскоре собственноручно изготовляет для принадле- жавшего ему тома новый переплет. В 1884 году в день годовщины смерти Маркса Моррис принял участие в шествии социалистов на Хайгейтское кладбище. Правда, к могиле полиция демонстрантов не пустила, и они, собравшись за воротами, с чувством ис- полнили «Интернационал» и разошлись. Моррис много ездил по стране с лекциями о революции и искусстве, но его весьма путаные выступления, как правило, не увле- кали рабочую аудиторию. Кстати, соратник Маркса Фри- дрих Энгельс не очень лестно отзывался о талантах Мор- риса как борца за социализм, называя его «сентименталь- ным социалистом и бездарным политиком». Дома явно не одобряли «революционную» деятельность Морриса. Джейн никогда не выходила к гостям, когда к Уильяму приходили товарищи по партии. Впрочем, на профессиональную деятельность Мор- риса его увлечение социалистическими идеями особого влияния не оказывало. Он продолжал вести жизнь капи- талиста, получая прибыль от труда рабочих, занятых на предприятиях его фирмы. Уильям был весьма обеспечен- ным человеком, имел прекрасное поместье в Кельмскотте, которое обслуживал большой штат прислуги, и дом в Лондоне. Сам он понимал противоречивость своего поло- жения. Одно время Моррис даже подумывал продать фа- брику и жить на жалованье управляющего. Была у него также идея привлечь рабочих к разделу прибылей, орга- низовав кооператив, но он отказался от этих замыслов. В то же время Моррис ничего не предпринимал и для того, чтобы выпускать массовую продукцию высокого качества по низким ценам, так как понимал, что это приведет к не- минуемому разорению. Несмотря на солидный по тем временам возраст, фан- тазия Морриса продолжала рождать изумительные по красоте узоры обоев, гобеленов и ковров. Достаточно сказать, что свой последний орнамент для обоев, получив- ший название «Комктон», он создал в 1896 году, то есть в год своей смерти. Еще в 1876 году Моррис основал Общество защиты старинных зданий, в котором активно работал в течение почти двух десятилетий. Члены общества выступали за разумную научную реставрацию зданий, позволявшую со- хранить их первоначальный облик. В результате удалось сохранить многие десятки уникальных зданий.

RkJQdWJsaXNoZXIy NDk2Ng==