№ 80 / Весна-Лето 2023

классик OPEN №80 2023 42 сын нигилистки Будущий художник родился 7 января 1865 года в Пе- тербурге в семье музыкального критика и композитора Александра Николаевича Серова и Валентины Семеновны Бергман — пианистки и первой в России женщины-ком- позитора. Это был брак учителя и ученицы — Александр Николаевич преподавал Валентине Семеновне музыку. На момент свадьбы жениху было 43, невесте — 17 лет. Как гласит семейное предание, рождение сына застало Александра Николаевича за работой над партитурой оперы «Рогнеда». Он был так сильно увлечен, что, когда в соседней комнате раздался детский плач, не понял, что произошло, и поставил в нотах вопросительный знак. В Петербурге Серов-старший был человеком знамени- тым. На артистических ассамблеях в его доме считали за честь бывать лучшие музыканты, литераторы и худож- ники. Среди гостей можно было встретить писателя Ивана Тургенева, скульптора Марка Антокольского, художни- ков Илью Репина и Николая Ге, драматурга Александра Островского. Маленький Валя, или, как называли его ро- дители, Тоша (сокращенно от Валентоши), рос в творче- ской атмосфере и с рождения слушал очень много му- зыки. Четырехлетним ребенком родители взяли его с собой в Швейцарию, в Люцерн, куда они ездили в гости к великому немецкому композитору Рихарду Вагнеру. Музыку Валентин Серов любил всю жизнь, хотя сам не играл ни на одном инструменте. А страсть к изобразитель- ному искусству проявил очень рано. Маленький он мог ча- сами лепить глиняные фигурки, позабыв обо всем на свете. Рисование захватывало мальчика с не меньшей силой. Се- ровы внимательно относились к интересам сына, но стара- лись развивать его всесторонне. Тоша посещал один из пер- вых в Петербурге детских садов, где уделялось большое внимание раннему всестороннему обучению малышей. На этом настояла Валентина Семеновна. Она была женщи- ной прогрессивных взглядов, отрицала традиционные пра- вила и среди петербургской богемы слыла нигилисткой, сто- ронницей идейНиколая Гавриловича Чернышевского, из-за чего даже была под тайным наблюдением у полиции. коммуна народников Все резко изменилось в 1871 году, когда от инфаркта умер Александр Николаевич. На тот момент Валентине Семеновне было лишь 24 года, она лишилась не только су- пруга, но и музыкального наставника. Чтобы продолжить образование, Валентина Семеновна уезжает в Мюнхен, а шестилетнего сына отправляет в Смоленскую губернию, в коммуну народников, организованную ее знакомой ниги- листкой Натальей Коган. В этой коммуне все всё делали сами — стирали, гото- вили еду, кололи дрова, нянчили малышей… Жизнь в об- щине была испытанием. Юному художнику приходилось туго не только из-за аскетичного быта — за любые про- винности коммунары рвали его рисунки. Современники считали, что столь жесткие условия сделали из Серова замкнутого, молчаливого и угрюмого человека. Общинный уклад оказался утопией, через год коммуна распалась, и Наталья Коган отвезла Тошу к матери в Мюнхен. европейские впечатления После жизни с нигилистами Германия показалась Ва- лентину сказкой. Он быстро освоился в немецкой школе, подружился со сверстниками. Рисование перешло на более серьезный уровень — Валентина Семеновна нашла сыну хорошего преподавателя, известного гравера Карла Кеппинга. Много нового открывали ребенку знаменитые мюнхенские картинные галереи, как зачарованный смо- трел он на работы старых мастеров. А в свободное от учебы время играл со своими новыми друзьями — сыно- вьями баварского фабриканта Риммершмидта. Карл, Роберт и Рихард Риммершмидты жили в живо- писном замке на маленьком острове. Валентин не расста- вался с карандашом и альбомом и все время зарисовывал чудесные виды. Вся семья восторгалась его работами. Фрау Риммершмидт говорила Валентине Семеновне: «Вы счастливейшая из матерей — ваш сын обладает двумя драгоценными дарами: у него редкий талант и большое сердце». В 1874-м Тоша с мамой переехал в Париж. Ему уже ис- полнилось девять, занятия живописью стали серьезнее. В Париже в то время жил Илья Ефимович Репин с семьей. Валентина Семеновна возобновила знакомство и привела сына в мастерскую знаменитого русского художника. Встреча оказалась судьбоносной — на долгие годы Репин стал главным учителем Серова. Музеи и галереи Парижа были еще одним важным уни- верситетом будущего художника, развивали безупречный вкус, абсолютное видение цвета. А для освоения общеоб- разовательных предметов Валентина Семеновна нашла для сына русскую учительницу-курсистку. Через год надо было возвращаться в Россию, поступать в гимназию. Уче- ние по гимназической программе давалось нелегко, но яркие парижские впечатления скрашивали нудные будни. Днем Серовы любили гулять на Елисейских Полях, рассма- тривая пеструю толпу. Вечера проводили в колонии рус- ских художников. Там Тоша участвовал в рисовальных со- ревнованиях — кто лучше и быстрее, вместе с Поленовым, Маковским, Репиным, вызывая всеобщее восхищение. вольный слушатель В 1875 году Серовы вернулись в Россию, но странствия продолжились. Сначала Тоша жил в подмосковном Абрамцеве у Мамонтовых, потом с матерью переехал в

RkJQdWJsaXNoZXIy NDk2Ng==