№ 80 / Весна-Лето 2023

классик СОДИС 43 Петербург, потом в Киев, с наездами в Москву. К тому времени у Валентины Семеновны появился гражданский муж — студент-нигилист Василий Немчинов. Менялись адреса, менялись школы. По общеобразовательным пред- метам Тоша учился плохо, зато рисовал все лучше и лучше, не упуская возможности блеснуть умениями перед одноклассниками. Однажды он нарисовал на стене пор- трет директора гимназии. Да так похоже, что все маль- чишки начали ради смеха кланяться портрету. Вышел скандал, который с трудом удалось замять. В 1878 году, когда Серовы обосновались в Москве, Тоша снова стал заниматься у Репина, а жить у своей тети Софьи, младшей сестры матери. Валентин настолько ув- лекся живописью, что забросил занятия в гимназии и был отчислен за неуспеваемость. В 15 лет он по рекомендации Репина был принят в Петербургскую академию художеств вольнослушателем в мастерскуюПавла Чистякова, знаме- нитого учителя русских художников того времени. В Петербурге Тоша жил в доме у своей второй тети по линии матери, Аделаиды Симонович. У Валентины Семе- новны к тому времени уже родилось двое детей от Немчи- нова, да и общественная жизнь ее поглощала, было не до старшего сына. Шумная, неугомонная, энергичная, она направляла свой пыл на музыкальное образование на- рода. Верила в переустройство общества с помощью ис- кусства. Организовывала в деревнях хоры, ставила с кре- стьянами спектакли. Сына воспитывала на расстоянии, посылая в письмах строгие родительские наставления. Крутой, непримиримый нрав матери (недаром именно с нее Репин писал «Царевну Софью»), естественно, вызы- вал у художника протест. В семье же Симоновичей царила совсем другая атмос- фера — спокойная, домашняя. Тетя Аделаида Семеновна была полной противоположностью Валентины Семе- новны. Но прогрессивные идеи шестидесятников были близки и ей. С мужем, врачом Яковом Симоновичем, в мо- лодые годы она ездила в Швейцарию к Герцену. Там же супруги познакомились с племянницей Фридриха Фре- беля, основоположника дошкольного воспитания. Увлек- шись новаторской педагогикой, Симоновичи открыли в Петербурге частный детский сад и издавали журнал под названием опять же «Детский сад». В своей же семье они придерживались строгих педаго- гических принципов — старшие дети шефствовали над младшими, вели уроки в элементарной школе, также ос- нованной Аделаидой. Студент Валентин Серов не оста- вался в стороне — преподавал малышам рисование. Он сильно сдружился с двоюродными сестрами, Машей и Надей Симоновичами, познакомил их со своими сокурс- никами Михаилом Врубелем и Владимиром Дервизом. Друзья стали частыми гостями уютного дома на Большом проспекте Васильевского острова. Дервиз вскоре женился на Наде. Маша восхитила Врубеля, а воспитанница Симо- новичей Леля Трубникова стала музой Серова. ожидание свадьбы Тихую и кроткую Лелю (Олю) Трубникову Серов в конце концов выбрал себе в жены. Они были почти ровес- никами и дружили с подросткового возраста (Симоно- вичи удочерили тринадцатилетнюю Лелю после смерти ее матери, пациентки Якова Симоновича). Покладистая пыт- ливая девочка быстро стала своей в семье и много занима- лась с младшими детьми Симоновичей, проявляя недю- жинные педагогические способности. Красота Лели не была броской и раскрывалась не сразу. Этим-то она и понравилась Серову, ценившему внутренний мир больше внешней привлекательности. Ху- дожник сравнивал Лелю с голландками с картин старых мастеров, любуюсь мягкой ее женственностью и ангель- ским обликом. Они были женихом и невестой, но несколько лет жили не только врозь, но и в разных городах. Он по-прежнему то в Петербурге, то в Москве. Она в Одессе. Своего дома и средств к существованию не было, а место домашней учительницы в солидной одесской семье пришлось кстати. Влюбленные будто специально проверяли разлукой свои чувства: «Лелюшка, жди меня не с нетерпением, а с терпе- нием», — писал ей Валентин в одном из писем. Наконец в 1889 году они обвенчались. Поначалу молодые поселились в Петербурге. Свадьбу справляли в скромных меблированных комнатах, одна из них была обставлена старинной мебелью— в те дни Серов работал над портретом отца в воссозданном интерьере его кабинета. Так и повелось в их семье на долгие годы. Художник работал, почти не зная отдыха. Жена художника, остава- ясь в тени, несла на себе весь быт, занималась хозяйством, воспитывала шестерых детей. Хозяйкой Ольга Федоровна была замечательной — в доме всегда была безупречная чистота. Не роскошество- вали, но нужды не испытывали. Музеи и галереи Парижа были важным университетом будущего художника, развивали безупречный вкус, абсолютное видение цвета

RkJQdWJsaXNoZXIy NDk2Ng==