№ 80 / Весна-Лето 2023

классик OPEN №80 2023 44 Жили в основном в Москве, несколько раз переезжали. Дольше всего, почти шесть лет, прожили в Большом Зна- менском переулке в квартире с окнами в сад. Мастерскую Серову заменял кабинет, где было все только необходимое и царил безукоризненный порядок. Со временем появилась своя дача в финском местечке Ино, на взморье. Стройкой руководила Ольга Федоровна. Валентин Александрович, востребованный и занятой художник, гонорары тогда уже получал солидные, тем не менее жил в долг от заказа до заказа. Не придавая большого значения деньгам, он часто тратил все до последнего. Как-то раз близкие друзья Се- рова Федор Шаляпин и Константин Коровин обсуждали, куда лучше вложить средства — в российский банк или иностранный. «А я уже все вложил», — сказал Серов. И в ответ на удивленное «Куда?» пояснил: «Потратил». художник и модели Первый серьезный успех принесла Серову работа «Де- вочка с персиками». В 1888 году на конкурсе Московского общества любителей художеств картина заняла первое место. Валентин Александрович получил вознагражде- ние — 200 рублей. До сих пор это полотно остается самой узнаваемой картиной Серова. Магия шедевра не только в обаянии открытого взгляда юной Верочки Мамонтовой, не только в безмятежной игре света, воздуха и цвета. Ва- лентин Александрович смог передать атмосферу защи- щенности и доброжелательности знаменитого абрамцев- ского братства. Не случайно эту картину называют гением места. Хозяин абрамцевской усадьбы Савва Иванович Ма- монтов строил железные дороги, содержал оперный театр, режиссировал спектакли, писал пьесы. Главным же даром этого московского мецената было умение раскры- вать таланты, способствовать творчеству не только мате- риально, но и морально. И в Абрамцеве, и в его москов- ском доме на Садовой-Спасской всегда было оживленно. Впервые Серов попал к Мамонтовым еще подростком. Азартное участие в домашних спектаклях, артистических соревнованиях раскрепощало замкнутого юношу. Кстати, у Мамонтовых его имя снова трансформировалось. Тоша- Тоня стал Антоном, близкие друзья звали так Валентина Александровича до конца жизни. «Девочка с персиками» кажется легкой импровиза- цией. Но на самом деле Серов писал картину с натуры больше месяца и, по его собственному признанию, «со- всем замучил» модель. Еще дольше, почти все следующее лето, Серов работал над другой своей светлой картиной. В любимом Домотканове, усадьбе его близких родствен- ников, под сенью вековых лип каждый день ему терпеливо позировала двоюродная сестра Маша Симонович (та самая, в которую был влюблен молодой Врубель). И если бы в начале осени она не сбежала в Петербург, художник писал и переписывал бы картину до бесконечности. «Мы работали запоем, оба одинаково увлекаясь: он—удачным писанием, я — важностью своего назначения», — вспоми- нала позже Маша. Из-за этого творческого единения ху- дожника и его модели «Девушка, освещенная солнцем» освещена еще и внутренним светом. С годами солнечный свет проникал на полотна Серова все реже, краски становилось темнее и строже. Работал он много, нередко одновременно выполняя по несколько заказов. «Пишу портреты направо и налево, и замечаю, чем больше их сразу приходится за день писать, тем легче, право, а то упрешься в одного — ну, хотя бы в нос Гирш- мана (крупный московский предприниматель. — Авт. ), — так и застрял в тупике», — признавался он в одном из писем. Простое внешнее сходство не устраивало Серова. Он стремился передавать суть характеров, «вытаскивать», как сам говорил, «глубоко запрятанное в человеке». Если характеры были ему не интересны, за работу не брался, сколько бы денег ни предлагали. К портретам Серов под- ходил как режиссер. Наблюдал за моделью, обдумывал детали обстановки, выстраивал мизансцены, подбирал костюмы, нередко заставляя заказчиков переодеваться по несколько раз. Обдумывая образы, он набрасывал шаржи на своих героев. Карикатурное настроение иногда появ- лялось и на холсте. За это Валентина Александровича бо- ялись. Тем не менее иметь портрет кисти Серова мечтали многие. твердые принципы Валентин Александрович неоднократно писал пор- треты российских императоров, великих князей с се- мьями. Чуждый низкопоклонству, он не изменял своим принципам в общении с высшими чинами. Еще в 1891 году, получив заказ от харьковского губернского дворянского собрания на портрет Александра III с семьей, художник отказывался работать только по фотографиям. Тогда он еще не был широко известен, и требование писать госу- даря с натуры казалось более чем странным. Тем не менее художник отчасти своего добился. Полноценных сеансов ему не предоставили, но разрешили некоторое время при- сутствовать возле царя на приеме. Следующий император, Николай II, относился к Се- рову более уважительно и не раз позировал ему в Цар- ском Селе. Однажды государь сам попросил Серова о до- полнительном сеансе — работу над портретом захотела увидеть императрица. Встреча закончилась скандалом. Александра Федоровна, внимательно приглядевшись к холсту, начала делать замечания. Удивленный Серов протянул императрице палитру и кисть: «Ваше величе- ство, сами и пишите, если так хорошо умеете рисовать». После 9 января 1905 года о царских заказах Серов даже слышать не мог. Трагедия Кровавого воскресенья случилась совсем близко от Императорской Академии ху-

RkJQdWJsaXNoZXIy NDk2Ng==