№ 71 / Зима 2018-2019

классик СОДИС 43 вязывавшимися на лодыжках, и т. п. Публика была в вос- торге, продажи ощутимо выросли. За свои работы Энди удостоился нескольких престижных премий. поп-арт Однако роль рекламного художника не удовлетворяла Уорхола. Его амбиции шли дальше. Он жаждал широкой, пусть и скандальной известности, а для ее достижения ему нужны были зрительные образы. Как раз в то время на культурном небосклоне Нью- Йорка появилась группа художников и скульпторов, представляющих новое направление — поп-арт, уничто- жавшее различие между высоким и низким искусством. И тут Уорхола осенило: а что если перенести коммерческие образы из сферы рекламы в область модернистской жи- вописи. Это была необычайно удачная идея. Ведь по складу своего дарования Энди был дизайнером и худож- ником-графиком. Для начала Энди выбрал два предмета, которые были наиболее близки его сердцу. Он всегда считал деньги сим- волом и мерилом успеха, а потому именно доллары стали первой темой его нового творчества. Ну а второй — банка с супом Campbell’s, любимая еда Энди в течение многих лет. Зиму и весну 1962 года Уорхол писал доллары в самых различных комбинациях — и в виде отдельных купюр, и пачками. Также он выполнил серию из 32 небольших кар- тин с различными видами супов Campbell’s на белом фоне. Эти работы он показал на выставке в Нью-Йорке, после чего к художнику пришел настоящий успех. Вскоре Уорхол начинает применять в своих работах метод шелкографии, в котором со временем достиг наи- высшей степени совершенства. Эта техника основывалась на применении различных трафаретов, с помощью кото- рых типографская краска продавливалась шпателем сквозь шелковую сетку. Кроме того, Энди впервые ввел в живопись метод по- вторения, когда один и тот же зрительный образ повто- рялся в картине множество раз. Подобная композиция помогла ему превращать обычный коммерческий продукт в некую абстракцию. Энди не скрывал, что использует шелкографию, потому что этот метод позволяет ему из- готовлять картины легко и быстро. «Писать картины слишком сложно, — говорил он, — я бы хотел превратить этот процесс в механический. Я желал бы стать типограф- ской машиной, ведь у машины меньше проблем». В 1963 году Энди приобрел в центре Манхэттена про- сторное здание, в котором разместил мастерскую, на- званную им «Фабрикой». Это было нечто среднее между богемным салоном и коммерческим предприятием, где вместе с художником трудились его самые преданные помощники. Там царила необыкновенная атмосфера творческой свободы и вседозволенности, наркотиче- ского угара и служения искусству. Здесь постоянно что-то происходило: кто-то рисовал, кто-кто снимал, кто-то читал стихи, где-то проводили мастер-классы и даже занимались любовью. Сам Энди был счастлив в этом человеческом муравейнике. Он находил здесь новые идеи и восхищение поклонников, которое тешило его тщеславие. «Фабрика» набирала обороты. Круг тем рас- ширялся. Шелкографические эстампы Энди пользова- лись все большей популярностью. Героями их станови- лись известные медийные персонажи — спортсмены, певцы и актеры. Но летом 1962 года в Америке произо- шло событие, без преувеличения, взбудоражившее всю страну — смерть Мэрилин Монро. Потрясло оно и Уор- хола. С тех пор образ Мэрилин на многие годы стано- вится главным сюжетом его шелкографий и гравюр, при- обретает значение своеобразной визитной карточки его творчества. Некоторые критики даже сравнивали образ Мэрилин в интерпретации Уорхола с изображениями Моны Лизы и Нефертити. Теперь Энди был уверен, что до конца жизни останется в поле зрения публики. Именно в это время его все больше начинает интересо- вать кинематограф и те возможности, которые он имеет в плане влияния на зрителя.

RkJQdWJsaXNoZXIy NDk2Ng==